Среда, 22.11.2017, 10:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя математики Филипповой Р.Ф.

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Математика
Воспитательная работа
Здоровьесберегающие технологии
Подготовка к ГИА по математике (9 класс)
Часы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Калькулятор
ПОИСК
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал
    Статистика

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Здоровьесберегающие технологии

    Физкультминутки на уроках математики

            Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на организм ребенка, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления и повышения работоспособности учеников.

             Основные задачи физкультминутки: 

             1) снять усталость и напряжение;
             2) внести эмоциональный заряд;
             3) совершенствовать общую моторику;
             4) выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;
             5) тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

             Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. 

             Рассмотрим несколько вариантов проведения физкультминуток, применяемых мною на уроках математики: от стандартных комплексов до сюжетных и в сочетании с интеллектуальными заданиями...

    1. Упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника «Имитации».

    Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

    Для проведения физкультминутки используются упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника:

    Упражнения:
    1) «Черепаха»: наклоны головы вперед-назад.
    2) «Маятник»: наклоны головы вправо-влево.
    3) «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
    4) «Сова»: поворот головы вправо-влево.
    5) «Ёжик нахмурился» (плечи вперёд, подбородок к груди) → «Ёжик весёлый» (плечи назад, голову назад).
    6) «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
    7) «Тянемся – потянемся»: руки вверх, вытягиваем позвоночник.

    2. Упражнение для рук

    1) «Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн.
    2) «Встреча с братом»: поочередно касаемся подушечками 2-5 пальцев руки с большим пальцем.
    3) «Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки.

    3. Упражнения для ног

    Цель: профилактика застоя крови в нижних конечностях (целесообразна после длительной работы в положении сидя и стоя).

    1) «С носка на пятку»: попеременно становимся на носки, затем на пятки (в положении сидя или стоя).
    2) «Шаги (степ)»: ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
    3) «Коленками рисуем круг»: прижимаем колени плотно друг к другу, ладони рук помещаем на колени и вращаем ими, делая круги сначала в одну сторону, затем в другую.
    4) Приседание.

    4. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения

    а) Исходное положение – сидя на стуле.
    1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение; 3-голову наклонить влево; 4-исходное положение; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

    б) Исходное положение – стоя, руки на поясе.
    1-поворот головы направо; 2-исходное положение; 3-поворот головы налево; 4-исходное положение. Повторить 4-5 раз. Темп медленный. 

    5.  Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

    а) Исходное положение – стоя, руки на поясе.
    1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями,   голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.

    б) Исходное положение – сидя или стоя. Кисти тыльной стороной на поясе.
    1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно.  Темп медленный.

    в) Исходное положение – сидя, руки вверх.
    1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 

    6. Комплекс упражнений для снятия напряжения с мышц туловища

    а) Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки за голову.
    1-5-круговые движения тазом в одну сторону; 4-6-круговые движения тазом в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить  4-6 раз. Темп средний.

    б) Исходное положение – стойка, ноги врозь.
    1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 – исходное положение; 5-8-то же в другую сторону.

    Повторить 5-6 раз. Темп средний.

    7. Математическая гимнастика для глаз (варианты проведения физминуток для глаз на уроках математики

    90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения.

    7.1.  Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене классной комнаты.

    Цель: расширение зрительной активности, снятие утомления на уроке.

    На листе ватмана изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и.т.д.), вырезаются и размещаются на стене в кабинете.

    Во время физминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) учителем. Упражнение можно выполнять сидя и стоя.

    7.2.  Упражнения: «8», «знак бесконечности», «геометрическая зарядка».

    Цель: снятие зрительного напряжения.

    Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.

    Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности .

    8       

    Данное упражнение можно разнообразить в виде стихотворной инструкции:

    Нарисуй глазами треугольник.
    Теперь его переверни вершиной вниз.
    И вновь глазами ты по периметру веди.
    Рисуй восьмерку вертикально.
    Ты головою не крути,
    А лишь глазами осторожно
    Ты вдоль по линиям води.
    И на бочок ее клади.
    Теперь следи горизонтально,
    И в центре ты остановись.
    Зажмурься крепко, не ленись.
    Глаза открываем мы, наконец.
    Зарядка окончилась. Ты – молодец!

    7.3.  Упражнение «Цифровые таблицы».

    Цель: развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений.

    Таблица представляет собой разграфленный на несколько ячеек квадрат с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до n (max 25). При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета.

    7.4. Комплекс упражнений для глаз:

    1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
    2) горизонтальные вправо-влево;
    3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
    4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

    БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ !








             





    Категория: Здоровьесберегающие технологии | Добавил: frf (11.10.2012)
    Просмотров: 17509