Воскресенье, 22.10.2017, 20:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя математики Филипповой Р.Ф.

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Математика
Воспитательная работа
Здоровьесберегающие технологии
Подготовка к ГИА по математике (9 класс)
Часы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Калькулятор
ПОИСК
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал
    Статистика

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Математика

    Выявление одаренных детей и особенности работы с ними

    «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» (В. А. Сухомлинский)

     

    Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

    Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще.

    Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.

    Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
    Признаки одаренности — какие они?

    Предлагаю Вам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.

    1. Дисциплинированный.

    2. Неровно успевающий.

    3. Организованный.

    4. Выбивающийся из общего темпа.

    5. Эрудированный.

    6. Странный в поведении, непонятный..

    7. Умеющий поддержать общее дело.

    8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

    9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

    10. Занятый своими делами (индивидуалист).

    11. Быстро, «на лету» схватывающий.

    12. Не умеющий общаться, конфликтный.

    13. Общающийся легко, приятный в общении.

    14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

    15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

    16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

               

    Сосчитайте количество плюсов в двух колонках.

    Каких “+” у Вас больше?

    Если во второй колонке “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

    По статистике, на практике такие учителя встречаются редко! Так как работа с одаренными детьми диктует определенные требования и к личности педагога.

    Это: - желание работать нестандартно; - поисковая активность, любознательность; - знание психологии подростка и психологии одаренных детей; - готовность педагога к работе с ними.

    Существуют различные виды классификации одарённости:

    - скрытая и ярко выраженная,

    - общая и специальная.

     

    Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

    Пример, обучающийся А относится к учащимся с общей одаренностью, однако вокруг имеющихся интеллектуальных способностей с трудом выстраиваются эмоциональные, мотивационные и, прежде всего, волевые качества.

     

    Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областях деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).

    Например, учащийся А – направление «Спорт», учащаяся Б – направление «Рукоделие»,   учащаяся В – направление «Музыка», учащаяся Г – направление «Логические задачи и нестандартные задания», учащаяся Д – направление «Живопись» (примечание: выступление на заседании методического объединения имело конкретные примеры, скрыто в целях защиты персональных данных).

     

    Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.

    Но одаренные дети не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость. Они могут плохо адаптироваться,
    не иметь развитый самоконтроль, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи, могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), быть застенчивыми…

    Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей.

    1. Создание системы выявления ОД:

    • психолого-педагогическое исследование первоклассников;
    • системное наблюдение за детьми из класса в класс,
    • выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
    • системное диагностирование психологом.

    2. Организация учебного процесса:

    • нестандартные уроки,
    • включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
    • работа с дополнительной литературой,
    • обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
    • выставка творческих работ.

    3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:

    • организация исследовательской работы учащихся,
    • опережающие задания творческого плана,
    • участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
    • обеспечение базового дополнительного образования  (работа предметных кружков),
    • проведение научно-практических конференций.

    4. Организация общеразвивающих мероприятий:

    • традиционные мероприятия в школе,
    • предметные недели.

    Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности – от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена, – длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше.

    В нашей школе ежегодно предоставляется возможность участия в научно-практической конференции. Уже есть участники, есть и победители. Только тот учитель, который занимается этой работой, знает насколько это неимоверный труд, но он и благодарный. Дело не только в призовых местах, конкретных знаниях, вы помогаете сделать ученику шаг в будущее. Исследовательская деятельность развивает свойства мышления, необходимые не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь.

    Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Наша задача состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

    Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

    Категория: Математика | Добавил: frf1724 (26.12.2013)
    Просмотров: 26