Воскресенье, 24.09.2017, 22:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя математики Филипповой Р.Ф.

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Математика
Воспитательная работа
Здоровьесберегающие технологии
Подготовка к ГИА по математике (9 класс)
Часы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Калькулятор
ПОИСК
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал
    Статистика

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Математика

    Создание ситуации успеха на уроках математики

    Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как, мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

    Л.Н.Толстой

    Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия.

    Учитель:

    1) переходит с позиций носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся;

    2) мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке;

    3) организует творческие и самостоятельные работы на уроке;

    4) использует КСО, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь;

    5) организует работу ученика с учеником или с источником знаний;

    6) организует помощь в деятельности ученику;

    7) создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой;

    8) создаёт обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;

    9) организует гуманную систему взаимоотношений учитель – ученик, ученик – учитель;

    10) организует самоанализ собственной деятельности ученика и её самооценку.

    Дифференциация на уроке учебных групп проводится с опорой на оценку успешности усвоения учебного материала каждым учащимся и реагирования на интеллектуальную нагрузку на результаты уровня интеллектуального развития.

    Урок в современной школе, по-прежнему, остаётся основной и главной формой организации учебного процесса. От того, как он организован, чем насыщен, насколько интересен, динамичен, зависит успех учительского труда. Эффективность  современного урока основывается на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель,  прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.

    Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.

    Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.

    Нетрадиционные  формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

    Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских.

    Включение в урок дидактических игр, проведение всего урока в форме сказки, путешествия делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у школьников рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Использование нетрадиционных форм  проведения урока стимулирует восприятие и усвоение учебного материала, усиливает  интерес к предмету, способствует возникновению положительных эмоций. Поэтому наряду с такими традиционными формами, как лекция, семинар, самостоятельная работа, повторение, необходимо как можно шире использовать ролевые игры, уроки-соревнования, уроки-путешествия и другие.

    Весьма важно создание на уроке атмосферы творчества. Труд позволяет получить доступ к радости познания, положительным эмоциям, что позволяет снять усталость, снизить закомплексованность. С учётом этого формируются группы при групповой дифференциации.

    Творчески работающие учителя учат детей самостоятельно «открывать» новые для них знания, добывать нужную информацию, вести исследовательский поиск, организуют работу так, что доля самостоятельного познания школьника на уроке весьма значительна, продумывают каждый урок, ибо он, по словам В.А. Сухомлинского «первая искра», зажигающая факел любознательности. Важно, чтобы на каждом уроке ученик переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы, развивался познавательный интерес. Активная познавательная и мыслительная деятельность ученика начинается с желания разрешить возникшую перед ним проблемную ситуацию.

    Задания на уроке должны обуславливать умственную и практическую деятельность школьника. Если задание вызывает стремление к познанию нового, неизвестного, применение его на практике, то можно говорить об успешности умственного развития и обучения ученика.

    Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, развития их творческих способностей, можно использовать на уроке разнообразные приёмы:

    I. Методический приём – интегрирующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса.

    Цель: активизация мыслительной деятельности, мотивация учебной деятельности.

    Описание приёма:

    • Ознакомить учащихся с условием интересной практической или исторической задачи.
    • Изучить содержание задачи.
    • Провести анализ – поиск решения.
    • Сформулировать вывод о невозможности решения данной задачи известными способами.
    • Постановить вопрос о поиске нового способа решения.

    II. Методический приём – развитие пространственного мышления «Привлечение неплоских пространственных образов при рассмотрении вопросов планиметрии».

    Цель: предотвращение разрыва в накоплении учащимися пространственных представлений на разных этапах обучения.

    Описание приёма:

        1. Мысленно представить какой-либо эталон определённой длины.

        2. Изобразить отрезок заданной длины с помощью этого эталона.

        3. С помощью масштабной линейки измерить отрезок.

    III. Методический приём, основанный на эффекте незавершённого действия.

    Цель: вызвать интерес и стимулировать учебную инициативу учащихся.

    Описание приёма:

    • Ученики под руководством учителя строят математическую модель задачи.
    • Проводят анализ – поиск решения задачи.
    • На основе анализа составляют план её решения.
    • Реализуют план решения.
    • Учитель должен точно уловить момент наивысшей напряжённости, чтобы в это время прервать действие.

     

    IV. Методический приём – построение системы подзадач, решаемых общим способом.

    Цель: развитие творческого мышления учащихся.

    Описание приёма:

    • Провести поиск решения данной задачи.
    • Найти числовые значения всех неизвестных.
    • Для каждого шага поиска: а) установить величину, которая будет искомой, б) сформулировать текст задачи, выделив условие и требование, используя при этом найденные числовые значения остальных величин.
    • Найти взаимосвязанные формулы поиска. Для каждой серии взаимосвязанных формул: а) установить величину, которая будет искомой; б) сформулировать текст задачи, выделив условие и требование, используя при этом найденные числовые значения остальных величин.

    Учение – это деятельность самоуправляемая, и вне этой позиции оно осуществляться не может. Организация учителем деятельности учащихся достигается сочетанием индивидуальной, парной, групповой работы учащихся, в которой ученик постоянно получает помощь в своей самостоятельной работе.

    У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию, попросить объяснить. Значит, нужно организовать работу на уроке так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и чтобы не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Группы  организуются таким образом, чтобы имел место конфликт в социальном взаимодействии (конфликт – это противоречие в знании и незнании различных детей). Дети организованы в группы с разным уровнем развития: средний – низкий, высокий – средний. Тогда при наличии конфликта происходит развитие, т.е. качественные изменения. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. При коллективной работе создаются следующие условия: понимание ученика и уважение к ученику (ученик чувствует себя значимым, полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощь со стороны учащихся и учителя при необходимости. Помощь незаметная, грамотная, посильная; каждый ученик в конце урока получает удовлетворительную оценку за свой труд.

    Последние несколько лет стимулом к активной познавательной деятельности стал метод проектов. Метод проектов является эффективным инструментом самостоятельной познавательной деятельности только в том случае, если темы проектов интересны, социально и личностно значимы, усложняются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся к самостоятельной работе; если реализуется вся последовательность работы – от ее замысла, формулировки темы и цели до защиты, рефлексии и самооценки; если роль учителя меняется от этапа к этапу.

    Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

    Каждый педагог должен добиваться того, чтобы каждый его ученик нашёл себя в учёбе, стал успешным. Каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свой собственный успех и свои достижения. Наша задача – воспитывать у ребенка потребность в достижениях, которая связана с наличием у него адекватной самооценки, упорства, воли, терпения, настойчивости и трудолюбия. Любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. Если нам удается создать условия веры человека в себя, в свои силы, то он сам будет выбирать жизненные задачи из зоны ближайшего развития, то есть восходить к своему развитию по Лестнице Успеха.

    Категория: Математика | Добавил: frf (01.04.2015)
    Просмотров: 582