Среда, 22.11.2017, 10:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя математики Филипповой Р.Ф.

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Математика
Воспитательная работа
Здоровьесберегающие технологии
Подготовка к ГИА по математике (9 класс)
Часы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Калькулятор
ПОИСК
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал
    Статистика

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Математика

    Применение коммуникативных технологий в преподавании предметов как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении

    Применение коммуникативных технологий в преподавании предметов как средство реализации системно-деятельностного подхода
    в обучении

    Презентация к выступлению: посмотреть / скачать

    Системно-деятельностный подход является основой, обеспечивающей реализацию ФГОС. Он обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей; активную учебно-познавательную деятельность.

    Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы: 

    • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; 
    • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; 
    • какие методы и средства обучения выбрать;
    • как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
    • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. 

    Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. 

    Особое внимание в реализации системно-деятельностного подхода уделяется коммуникативным технологиям.

    Коммуникация, или общение, является важным элементом деятельности человека. Это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает в себя три процесса:

    • коммуникацию (обмен информацией),
    • перцепцию (восприятие и понимание человека человеком)
    • и интеракцию (обмен действиями).

    Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, он запоминает и усваивает материал на 90%.

    Но не каждый ученик способен это сделать.

    Позиция учителя математики в данном случае сводится к тому, что он обращается к классу не с ответом (готовыми знаниями, умениями и навыками), а с вопросами. Это интерактивный подход к деятельности.

    В качестве примера приведу фрагмент урока: теорема Виета.

    Изучение теории – один из наиболее трудных вопросов преподавания математики. 

    Теорема Виета. Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. 

    После формулировки учащимися предлагается рассмотреть приведенное квадратное уравнение x2 + px + q = 0 и написать в тетрадях формулы для его корней x1 и x2. Далее учитель предлагает ученикам найти сумму и произведение корней. 

    Рассмотрим доказательство теоремы, обратной теореме Виета: 
    Теорема. Если числа x1 и x2 таковы, что их сумма равна – p, а произведение равно q, то эти числа являются корнями уравнения x2 + px + q = 0. 

    Ученикам предлагаются следующие задания: 

    -Запишите в тетрадях равенства, выражающие сумму и произведение чисел x1и x2 через – p и q. 

    -Используя равенство для суммы, выразите x2.

    - Подставьте полученное выражение в равенство для произведения. Посмотрите, какое равенство получится. 

    - Полученное равенство означает, что x1 является корнем уравнения x2 + px + q = 0. 

    - Аналогичным образом покажите, x2 является корнем этого уравнения. 

    В результате выполнения подобных заданий у учащихся возникает чувство уверенности в собственных силах, появляется интерес к самостоятельной теоретической работе. 

    Конфуций говорил «Я слышу и забываю, Я вижу и помню долго, Я делаю и — понимаю».

    На уроке геометрии в 7 классе ученики рассматривают несколько видов треугольников, при помощи транспортира измеряют углы и в результате работы делают вывод о сумме углов треугольника.

    В форме коммуникации учащиеся (фронтально, в группах, в парах) осваивают упражнения на новое правило с проговариванием алгоритма выполнения  вслух, ставят цель и выбирают способ решения задания, объясняют решения текстовой задачи, доказывают теорему. Этим процессом руководит учитель: с помощью подводящего диалога, побуждающего, а также с помощью исследовательских методов.

    Можно организовать работу в паре. Целью такой работы является организация помощи одного  учащегося другому. Надо стараться привлекать для этой работы более подготовленных учащихся, чтобы быть твѐрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая работа чрезвычайно полезна обоим учащимся: ученику-«учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент, получает уникальную возможность понять непонятое, подняться в своѐм уровне развития, а может быть, и узнать новое. Кроме того, работа в паре способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества.

    Примерами интерактивного метода обучения являются практические работы исследовательского характера.

    1) Тема урока «Измерение углов. Транспортир» (5 кл).

    Задание. Начертите три произвольных треугольника. С помощью транспортира найдите градусные меры углов треугольников. Сделайте вывод о сумме углов каждого треугольника.

    2) «Доли. Обыкновенные дроби» (5 кл).

    Задание. а) Начертите квадрат, занимающий 4 клетки тетради. Разделите его двумя разными способами пополам. Закрасьте: ½ часть квадрата, ¼ часть квадрата.

    б) Начертите два прямоугольника размером 10×6 клеток, первый прямоугольник разделите на 10 частей и закрасьте 4/10 части прямоугольника. Второй прямоугольник (размеров 10×6 клеток) разделите на 5 частей и закрасьте 2/5 части прямоугольника. На каком прямоугольнике закрашена большая часть? Можно ли утверждать, что закрашенные части равны?

    в) Начертите отрезок длиною 3 см. Обведите цветным карандашом 3/3 отрезка.

    3) «Окружность, описанная около треугольника» (7 кл).

    Задание. Исследуйте, где по отношению к данному треугольнику расположен центр окружности, описанной около него, если данный треугольник: а) остроугольный; б) тупоугольный; в) прямоугольный.

    4) «Площадь параллелограмма» (8 кл).

    Задание. а) Разделите параллелограмм на три равновеликие части двумя прямыми, не выходящими из одной вершины. Продумайте несколько вариантов выполнения задания.

    б) Разделите параллелограмм ещё двумя способами на три равновеликие части прямыми, проходящими через одну вершину.

    5) «Площадь трапеции» (8 кл.).

    Задание. а) Разделите трапецию на простые фигуры, площади, которых вы уже умеете находить.

    б) «Перекроите» трапецию в: треугольник, параллелограмм, прямоугольник.

    в) Достройте трапецию до параллелограмма.

    Все задания попытайтесь выполнить несколькими способами.

    Результаты этой практической работы используются для поиска различных вариантов вывода формулы площади трапеции.

    Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учащимся и учителем, между самими учащимися.

    Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

    • работа в малых группах;
    • игры: мини-игры, деловые, ролевые;
    • дискуссия, групповое обсуждение;
    • сообщение (доклад);
    • творческие задания.

    Таким образом, ученики на уроке выделяют, сравнивают, обобщают, оценивают математические понятия, создают математические модели, т.е. овладевают теми универсальными способами, которые им пригодятся в жизни.

    Для расширения кругозора учащихся, активизации их познавательной деятельности большую роль играют информационные стенды («Неделя математики и физики», «Готовься к экзамену», «Учись решать задачи», «Юный математик» и т.д.).

    В нашей сегодняшней жизни Интернет занимает достаточно большую нишу в качестве получения информации. В Интернете можно найти информацию разного рода, начиная от художественной литературы и заканчивая информацией о последних опытах в различных областях науки.

    Задача учителя заключается в том, чтобы имеющийся ресурс мог быть направлен в нужное русло. Например, для подготовки к ОГЭ по предмету учащимся 8-9 классов рекомендуется использовать достоверные источники – Открытый банк заданий (ФИПИ), Онлайн-тесты (http://uztest.ru).

    Таким образом, коммуникативные технологии активно применяются в преподавании математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

    Категория: Математика | Добавил: frf (10.02.2016)
    Просмотров: 144