Среда, 22.11.2017, 10:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя математики Филипповой Р.Ф.

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Математика
Воспитательная работа
Здоровьесберегающие технологии
Подготовка к ГИА по математике (9 класс)
Часы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Калькулятор
ПОИСК
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал
    Статистика

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Математика

    Игровые технологии на уроках математики

    Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим основная проблема, которую я ставлю перед собой, состоит в том, чтобы отыскать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

    Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Существенная роль в этом процессе отводится играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

    Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что:

     - игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;

     - в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

     - в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;

     - игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

     - игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением;

    Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия.

     - разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

     - игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

    Таким образом, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают игре как единое взаимосвязанное целое.

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Реализация игровых приемов и ситуация при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

    ·        дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

    ·        учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    ·        учебный материал используется в качестве ее средства,

    ·        в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

    ·        успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
             а) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
             б) познавательные, познавательные, развивающие;
             в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
             г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и
                т.д.

    Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.

    Анализ психолого-педагогической литературы по этому вопросу и осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр:
               - игры – упражнения;
               - игры – путешествия; - сюжетная (ролевая) игра;
               - игра – соревнование. 

     Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

    Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.

     Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.

     Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.

    Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

    В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

    Игра может иметь место на различных этапах урока: в его начале – для концентрации внимания, в середине  для небольшой разрядки, в конце – для повторения.

    Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения: игры-соревнования, игры-математические бои, игры-эстафеты, лото, кроссворды.

    Об играх на уроке можно прочитать в работах А.А. Окунева, В.Н. Кузнецова, Е.А. Дышинского, Ф.Ф. Нагибина, Е.С. Канина, Т.М. Ковалевой.

    СКАЧАТЬ текст "Игровые технологии на уроках уроках математики"

             СКАЧАТЬ презентацию к выступлению по теме 

    Категория: Математика | Добавил: frf (11.10.2012)
    Просмотров: 3662