Среда, 22.11.2017, 10:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя математики Филипповой Р.Ф.

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [5]
Часы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Калькулятор
ПОИСК
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал
    Статистика

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Мои файлы

    НИР учащихся 5 и 7 классов по исследованию интересов и склонностей с использованием методов математической обработки полученных результатов
    07.01.2011, 19:18

    Тема: «Исследование собственных интересов школьников, профессиональных склонностей и мотивов. Анализ и математическая обработка полученных данных".

         ТЕЗИСЫ

         Исследование в любой области предполагает получение результатов – обычно в виде чисел. Однако просто собрать данные недостаточно. Даже объективно и корректно собранные данные ничего не говорят. Исследователю необходимо умение организовать их, обработать и проинтерпретировать, что невозможно без применения математических методов.
         Современная учебная программа в школе предоставляет довольно широкий комплект общеобразовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие. В то же время этот комплект дает возможность выбора, поиска и проявления индивидуальности. Поэтому мы решили провести исследование собственных интересов, склонностей, а также мотивов учебной и трудовой деятельности.
         Объекты исследования – учащиеся 5 и 7 классов.
         Предмет исследования – интересы, профессиональные склонности и мотивы школьников.
         Цели данной работы: 1) изучение собственных интересов школьников, их профессиональных склонностей и мотивов, 2) сравнение двух классов по частоте встречаемости интересующих нас предметов.
         Задачи исследования:
         - провести исследование интересов, склонностей и мотивов;
         - подсчитать результаты каждого участника исследования и класса в целом;
         - на основе полученных данных провести сравнение двух классов по частоте встречаемости определенных интересов, склонностей и мотивов с помощью математического критерия;
          - выявить различия между интересами, склонностями и мотивами у учащихся 5 и 7 класса.
          Мы предполагаем, что у учащихся 5 и 7 классов разные интересы, склонности и мотивы.

         ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

         1. Предпосылки изучения интересов, склонностей и мотивов. Подбор материалов для исследования.
         Методика «Профиль». направлена на выявление интересов, отношений к различным видам деятельности:
         1 – физика и математика;
         2 – химия и биология;
         3 – радиотехника и электроника;
         4 – механика и конструирование;
         5 – география и геология;
         6 – литература и искусство;
         7 – история и политика;
         8 – педагогика и медицина;
         9 – предпринимательство и домоводство;
         10 – спорт и военное дело.

         Опросник профессиональных склонностей. Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности:

         1 – работе с людьми;
         2 – исследовательской деятельности;
         3 – работе на производстве;
         4 – эстетической деятельности;
         5 – экстремальной деятельности;
         6 – планово-экономической деятельности.

         Опросник для изучения ведущих мотивов учебно-трудовой деятельности Методика позволяет определить степень выраженности четырех основных групп мотивов деятельности:

         - мотивов собственного труда;
         - мотивов социальной значимости труда;
         - мотивов самоутверждения в труде;
         - мотивов профессионального мастерства.

         2. Принципы математической обработки полученных результатов.

         Математическая обработка полученных результатов состоит из двух основных этапов:
         1. первичная обработка полученных данных;
         2. сопоставление (сравнение) двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта.

         Первичная обработка полученных данных заключается:

         1) в подсчете баллов по каждой методике в соответствии с инструкцией,
         2) в составлении сводных таблиц;
         3) в нахождении процентной доли учащихся, у которых выявлен
    интересующий нас эффект.

         Для сопоставления (сравнения) двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта предназначен критерий фи*-углового преобразования Фишера.

         Критерий фи*-угловое преобразования Фишера оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект; суть его состоит в переводе процентных долей в величины центрального
    угла, который измеряется в радианах. Для этого используется таблица
    перевода В.Ю.Урбаха.
         Формула вычисления критерия Фишера (фи*):



    Критические значения фи*, соответствующие принятым уровням

    статистической значимости:


    «Ось значимости»:

    Традиционная интерпретация уровней значимости:



    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    Исследование интересов, склонностей и мотивов учебно-трудовой деятельности состоялось в апреле-мае 2007 года.
    В исследовании принимали участие 18 человек, из них:
    - учащиеся 5 класса – 10 человек;
    - учащиеся 7 класса – 8 человек.

    Результаты представлены на диаграммах 1-3.


          Выводы
         В своей работе мы провели исследование интересов, профессиональных склонностей и мотивов учебно-трудовой деятельности у учащихся 5 и 7 классов.
         I. В результате исследования учащихся 5 класса обнаружены интересы в следующих областях: радиотехника и электроника (60%), физика и математика (40%), химия и биология (40%), спорт и военное дело (20%), механика и конструирование (20%), медицина и педагогика (20%), география и геология (10%), предпринимательство и домоводство (10%).
         У учащихся 7 класса обнаружены интересы в следующих областях: спорт и военное дело (62,5%), предпринимательство и домоводство (50%), радиотехника и электроника (37,5%), литература и искусство (25%), химия и биология (25%), физика и математика (12,5%), механика и конструирование (12,5%), медицина и педагогика (12,5%).
         На основе полученных данным проведено сравнение двух классов по частоте встречаемости интересов в конкретных областях с помощью математического критерия – фи*-углового преобразования Фишера. В результате данного сравнения выявлены следующие различия в интересах учащихся 5 и 7 классов:
         1) доля учащихся, интересующихся предпринимательством и домоводством, в 7 классе больше, чем в 5 классе (различия обнаружены на статистически достоверном уровне и являются значимыми);
         2) доля учащихся, интересующихся спортом и военным делом, в 7 классе больше, чем в 5 классе (различия обнаружены на статистически достоверном уровне и являются значимыми).
         II. У учащихся 5 класса выявлены профессиональные склонности средней степени выраженности по следующим направлениям деятельности: эстетическая (40%), работа на производстве (20%), экстремальная (20%), планово-экономическая (20%), работа с людьми (10%).
         У учащихся 7 класса профессиональные склонности также имеют среднюю степень выраженности и представлены в следующих направлениях деятельности: экстремальная (50%), работа на производстве (25%), работа с людьми (12,5%), исследовательская (12,5%), эстетическая (12,5%).
          На основе полученных данным проведено сравнение двух классов по частоте встречаемости профессиональных склонностей в различных направлениях трудовой деятельности с помощью математического критерия – фи*-углового преобразования Фишера. В результате данного сравнения выявлены следующие различия в склонностях учащихся 5 и 7 классов:
         1) доля учащихся со склонностью к эстетической деятельности, в 5 классе больше, чем в 7 классе, на уровне статистической тенденции;
         2) доля учащихся со склонностью к экстремальной деятельности, в 7 классе больше, чем в 5 классе, на уровне статистической тенденции.
         В результате проведенного исследования по выявлению ведущих мотивов учебной и трудовой деятельности выявлено, что у 30% учащихся 5 класса доминируют мотивы собственного труда, у 30% – мотивы самоутверждения в труде, у 20% – мотивы социальной значимости труда и у оставшихся 20 % – мотивы профессионального мастерства.
         В 7 классе у 62,5% школьников преобладают мотивы профессионального мастерства, доминирование остальных групп мотивов (собственного труда, социальной значимости, самоутверждения в нем) отмечается у 12,5%.

         На основе полученных данным проведено сравнение двух классов по частоте встречаемости ведущих групп мотивов учебной и трудовой деятельности с помощью математического критерия – фи*-углового преобразования Фишера. В результате данного сравнения выявлено различие только в одной группе мотивов: доля учащихся с доминированием мотивов профессионального мастерства в 7 классе больше, чем в 5 классе (различия обнаружены на статистически достоверном уровне и являются значимыми.


          Заключение.
         В результате исследования мы узнали, на какие свои склонности и интересы следует обратить внимание и ориентироваться при выборе будущей профессии, а также какая сфера профессиональной деятельности подойдет больше всего.
         Как и любой человек, наделенный множеством замечательных качеств и способностей, мы не сможем полностью реализовать свой профессиональный потенциал без мотивации. С помощью специального опросника мы определили, какие мотивы являются ведущими в учебной и трудовой деятельности.
         Изучая в школе математику, школьники не всегда достаточно ясно осознают важность этой науки. Она проникает почти во все отрасли знаний, являясь «языком, на котором говорят другие науки». Применение математики как общенаучного метода необходимо для исследовательской работы.
          В результате проведенного нами исследования мы получили результаты в виде чисел. Однако просто собрать данные недостаточно, они нам ничего конкретно не говорят. Поэтому нам как исследователям потребовалось приобрести умение по организации собранных результатов, обработке их и интерпретации, что невозможно без применения математических методов.
          Сравнение двух выборок по частоте встречаемости интересующих нас эффектов с помощью математического критерия фи*-углового преобразования Фишера позволило выявить следующие достоверные различия: по интересам в области предпринимательства и домоводства, а также спорта и военного дела (больше среди учащихся 7 класса); по доминированию мотивов профессиональ-ного мастерства (больше среди учащихся 7 класса).
          Различия на уровне статистической тенденции обнаружены по склонностям к эстетической (больше среди учащихся 5 класса) и экстремальной (больше среди учащихся 7 класса) деятельностям.

          Таким образом, проведенное в рамках данной работы исследование подтверждает выдвинутое нами предположение о том, что у учащихся 5 и 7 классов разные интересы, склонности и мотивы.


    Библиографический список:
    1. Резапкина Г. В. Рабочая тетрадь учащегося «Психология и выбор профессии». – М.: Генезис, 2005.
    2. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2006.
    3. Бендюков М. А., Соломин И. Л., Ткачев М. И. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? – 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. Д. С. Чернейко и В. И. Криличевского. – СПб.: «Литера плюс», 1997.
    4. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2004.

    5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2002.


    Презентация к выступлению: /nir_issledovanie_interesov_i_sklonnostej.ppsx


    Категория: Мои файлы | Добавил: frf
    Просмотров: 3465 | Загрузок: 0